среда, 30 ноября 2011 г.

1 декабря - 295 лет со дня рождения французского скульптора Этьена Мориса Фальконе


Он был сыном простого столяра. Семья Фальконе происходила из провинции Савойя.
В детстве занимался резьбой по дереву. Первоначальные навыки в скульптуре получил у своего дяди - мраморщика Никола Гильома.

Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. В 1734-1744 гг. Фальконе учился у Лемуана в Париже. К нему Фальконе сохранил до конца жизни теплые чувства и благодарность, с ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже.
Почти всю жизнь Фальконе Э.-М. провёл в Париже, городе, который был для него школой художественного мастерства. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры.
Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». Звание академика он получил только спустя десять лет, в 1754 году, за перевод этой группы в мрамор. Это было не только почетное звание, оно давало определенные привилегии - право на королевские заказы, получение ежегодной пенсии и бесплатной мастерской в Лувре, а также на звание дворянина.
В 1748 ему было поручено создать группу "Франция, обнимающая бюст Людовика XV". Но работа оказалась неудачной. Одной из последующих работ, исполненных Фальконе в 1752 по королевским заказам, была мраморная статуя "Музыка". В дальнейшем по заказам дирекции королевских строений мастер создал ещё несколько произведений.
Однако Э.-М. Фальконе не пользовался королевскими милостями. Пенсию он получил только в 1755.
В 1750-х регулярно выставлялся в салонах, работая в жанре станковой скульптуры.
В 1753 Фальконе Э.-М. принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви св.Роха. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет - почти до самого отъезда скульптора в Россию. Огромный талант Фальконе позволил ему одновременно с 1757 года работать на Севрской мануфактуре. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Сотрудничая с Буше, Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем начал работать самостоятельно. Скульптор сумел выявить особые художественные свойства французского фарфора, которые он блестяще использовал.
Успех принесло участие скульптора в салоне 1757. Описывая две мраморные статуи скульптора - "Грозящий Амур", а также "Купальщица", критики захлёбывались от восторга.
В 1860-х в творчестве Фальконе с большей силой начинают сказываться тенденции классицизма. Появилась статуя "Нежная грусть". Те же черты классицизма характерны и для группы "Пигмалион и Галатея". С этим произведением в салоне 1763 Фальконе добился настоящего триумфа.
Наряду с художественной практикой Фальконе занимался теорией искусства, много писал по вопросам искусства. Дидро, который постоянно переписывался с Екатериной II, был его близким другом. В "Салоне 1765 года" Дидро дал яркую характеристику Фальконе. "Вот человек одарённый, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и несовместимыми с гениальностью. У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества; он груб и вежлив, приветлив и угрюм, нежен и жесток; он обрабатывает глину и мрамор, читает и размышляет; он нежен и колок, серьёзен и шутлив; он философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему".
В 1764 году умирает мадам Помпадур. Смерть маркизы поставила Фальконе в затруднительное положение. Он потерял не только свою покровительницу, скульптором которой именовался в течение многих лет, но и заказчика уже начатой работы, на которую были затрачены немалые личные средства.
Дидро и русский посланник в Париже Д.А. Голицын, сыграли большую роль в том, что императрица пригласила Фальконе в Санкт-Петербург для создания памятника Петру I. Приведя в порядок свои дела, в 1766 Фальконе в сопровождении своей юной ученицы
Анн - Мари Колло двинулся в путь. Скульптору в это время было около пятидесяти лет.
В России в течение двенадцати лет Колло была его помощницей, а затем стала невесткой, выйдя замуж за его сына - живописца Пьера Этьена.
В город на Неве он приехал 15 октября 1766. В 1768 скульптор приступил к работе над моделью памятника Петру I в величину будущей статуи. Самого всадника скульптор лепил, руководствуясь натурой - ему позировал генерал Мелиссино П.И., по росту и телосложению напоминавший Петра. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру - одно из лучших произведений монументального искусства того времени.
Фальконе сумел нарушить традиции конных памятников XVIII в. со спокойно сидящими фигурами, окружёнными многочисленными аллегорическими фигурами.
В России он находился до 1778. Долгих 12 лет работал он в Петербурге над памятником Петру Великому. Наконец «Медный всадник» был отлит. Но императрица отказалась не только принять, но и оплатить работу. Ей сказали, что «она недоброкачественная». Оскорбленный мастер 12 сентября 1778 года навсегда покинул Россию. Он уехал сначала в Голландию, а в 1780 г. вернулся во Францию и поселился в Париже.
Фальконе не увидел открытия памятника 7 августа 1782 - в столетний юбилей воцарения Петра I. Этьен Фальконе и его ученица Мари Колло, вылепившая голову Петра, при собственном триумфе не присутствовали. Им забыли прислать приглашения. В Париже его избрали адъюнкт ректором Академии художеств.
После открытия памятника Екатерина II послала ему две медали - золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Вручил их ему князь Голицын Д.М. в имении Фальконе в Шатене. Скульптор расплакался.
Примерно через полгода с ним случился апоплексический удар, приведший к параличу. Болезнь приковала Фальконе к постели, и последние восемь лет жизни за ним ухаживала Анн - Мари Колло.
24 января 1791 года жизнь замечательного художника оборвалась.
Сайт Народ.ру.
С работами Э.М.Фальконе можно ознакомиться на сайте http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/f/falconet/index.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий